среда, 15 апреля 2015 г.

Как совместить занятия детей разного возраста

Вчера произошло чудо: Ромка сам захотел что-то нарисовать, при этом маленький Петя ему в этом не помешал и даже помог ему в этом. Я хочу просто поделиться мыслями по этому поводу. Знаете, я верю в то, что дети должны нучиться следовать инструкциям - это необходимая подготовка к школе. Но еще больше я верю в то, что дети должны научиться придумывать рисунки, поделки и изобретения сами. Задача взрослого состоит в том, чтобы познакомить детей со средствами и различными техниками, и подтолкнуть детей к тому, чтобы они создавали образы сами, через призму своего личного видения, и приходили к открытиям самостоятельно в процессе игры. Это на самом деле проще сказать, чем сделать, особенно в группе, и особенно в разновозрастной группе малышей, даже если это просто 2 мальчика с разницой в 1.5 года. Путем проб и ошибок, мне кажется, я смогла найти тот баланс отношений, когда я могу Ромку чему-то научить, не помешав его желанию создавать что-то самому, и одновременно совмещать игру с маленьким Петькой, ведь они оба для меня одинаково важны. Проблемы, с которыми я сталкивалась: 
  • в какой-то период Ромке хотелось смотреть только мультики и на все предложения поиграть он отвечал не хочу.
  • младший брат портил его рисунок, рушил его постройку и они начинали драться, запоминалась только драка, и потом уже не хотелось ни рисовать, ни строить
  • Ромка соглашался играть или рисовать, но делал все наспех тяп-ляп, чтобы отвязаться побыстрее
  • иногда он погружался в игру, но я перебивала его вопросом: ой расскажи, а что это ты делаешь, - и он бросал, не отвечал, убегал делать что-то другое.
  • иногда у нас с Ромкой одновременно случалось вдохновение и завязывалось интересное творчество, которое резко прерывается тем, что Петя упал с дивана, съел краску, и мне нужно было спешить на помощь.
  • нежелание делать то, что не получилось с первого раза



К сожалению, я не смогла найти ресурсов в интернете, которые могут дать практические советы о том, как совмещать занятия с разновозрастными детьми. Рассуждения есть, но мне нужны были конкретные примеры. Пришлось доходить своим умом. Например:
  • почти год Рома и Петя рисовали вдвоем только съедобными безопасными красками, пока это не перестало быть проблемой. 
  • Рисовали на полу, чтобы Петя не расстраивался, что не может достать до краски, или уронить ее на пол, и я в организации игры опираюсь именно на Петьку, как самого младшего. Если хорошо ему, то хорошо и Ромке. 
  • С Ромкой мы договаривались, что свои постройки, и даже рисунки, он делает в подарок для Петьки, чтобы он их специально разрушил, потому что у нас такая игра: ты строишь, а Петька рушит, всем весело, я построю для тебя, и ты разрушишь тоже. То что он хочет оставить неразрушенным, он клеит глюганом
  • выход из ситуации с мультиками был не запрет, а игры на их тему: игра с фигурками из мультов, поделки на эту тему, чтение книжки по мультикам.
  • я перестала влезать с вопросами. Мне как-то дали совет: просите ребенка описать, что он делает в процессе. Я теперь уверена, что нужно дождаться, когда ребенок закончит свой процесс, и уже потом спрашивать, да и вопросы должны быть правильные.
  • я стараюсь следовать интересам детей, чтобы им действительно хотелось участвовать в игре, которую я сама предлагаю. Невозможно эффективно научить ребенка музыкальным инструментам, если у него только космос и планеты в голове на данный момент
  • дети, как и взрослые, очень часто любят делать то, что у них хорошо получается. Поэтому нужно сначалась научиться делать что-то хорошо, чтобы это действительно полюбить делать. Я не выбрасываю пластелин, потому что мой ребенок не проявляет к нему интереса, а периодически ввожу пластелин в то, что он любит делать, например лепить мост для машинок, и учу как им пользоваться постепенно, маленькими шагами. И через какое-то время он уже сам находит его в шкафу и лепит свои поделки.
А вот фотографии того, как вчера Ромка решил нарисовать закат, который он безусловно видел раньше, но осознание самого факта пришло к нему только вчера: Мама, откуда вдруг небо такое оранжевое?  - Ромча, это солнце так садится, это закат, и небо от него становится цвета солнца. - А почему раньше его не было видно? - Планета Земля сейчас так повернулась к солнцу, что мы все лето теперь будем видеть закат, пока Земля не повернется к солнцу другим боком. - Мам, я хочу нарисовать это оранжевое небо.














16 комментариев:

  1. Очень знакомая ситуация... Спасибо, что поделились своим опытом.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. пожалуйста... а почему знакомая? хотелось бы узнать о вашем опыте

      Удалить
    2. Моим деткам 4 и 1 и 8. Самая большая проблема, что маленький все рушит у старшего. В результате частенько все творческие порывы старшего заканчиваются истерикой, маленький все вдохновение убивает. Хотя сейчас, конечно, попроще, младший подрос и больше понимает. Стараюсь занять одновременно, оберегаю старшего как могу)))))

      Удалить
    3. Эх, я очень хорошо понимаю... хорошо, что со временем разница в возрасте сглаживается.

      Удалить
  2. Как здорово...Удивительный закат! Алена, Рома точно художник! Дам сегодня своему сыну пофантазировать на большом формате.
    Спасибо за рекомендации, полезны не только для разных возрастов!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. спасибо Лен, Андрею понравится! я не специалист правда в этом вопросе, просто сделала выводы по своим наблюдениям, хотя может это и делает меня специалистом?.. не уверена :)

      Удалить
  3. Алёна, очень актуальная статья.
    Самостоятельное творчество, да еще и в сотрудничестве у малышей - это всегда радует. Думаю, что получилась бы интересная рубрика в блоге, где описывается опыт взаимодействия детей с разницей в возрасте.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оль, спасибо! думаете, актуальная? надо подумать, не уверена, что у меня мыслей хватит на целую рубрику!

      Удалить
  4. Алёна, с интересом прочитала твои размышления. Есть у меня мои маленькие мысли - дополнения. :) Про вопросы во время процесса - это часто рекомендуют для тех малышей, у кого есть речевые нарушения (с Мариной мы так и занимаемся творчеством - здесь решаются важные задачи речевого развития). А вот в остальном, при норме, я тоже считаю, что не надо лезть раньше времени с вопросами. Даже взрослому человеку, способному контролировать своё поведения, часто приходится скрывать раздражение, когда "лезут раньше времени".
    Про мультики очень откликнулось - я поняла это в отношении Марины, и считаю это большой удачей, очень рано. Результат - даже сейчас она не просто смотрит, а постоянно играет в процессе просмотра, и творчество стараюсь в это включить. Например, так мы смотрим серию мультфильмов "Тингатинга". :)
    И, как бы не банально это прозвучит, но если именно вникнуть и прочувствовать фразу "следовать за актуальным интересом ребёнка", то эффект будет потрясающим. Конечно, я что - то предлагаю и своё, но если вижу, что не идёт, не интересно, то просто откладываю на какое - то время.
    И про организацию прямо в точку: пусть мажутся, пусть пол, а не красивенький стол и т.д. и т.п., пусть по ролям: строители - разрушители - свобода в игре и творчестве с самовыражением так или иначе найдёт общую платформу для общения. :) Нашему Кирюшке уже семь месяцев и он вовсю следует за Мариной. :))) Твои заботы для меня сейчас очень актуальны. И всё равно не обойти ситуации, когда я бегу что - то помыть у Кирюшки (теперь приноровилась перед вот таким вот творчеством и салфетки влажные под рукой иметь, и таз с водой :))) ), а сама боюсь, что Маринка из - за вынужденной паузы потеряет интерес... Во многом действую так же, как и ты. :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. спасибо Катя, мне приятно, что я не одна, если честно... :) а вообще Кирюшке повезло, что у него есть Марина, как и Марине повезло, что у нее есть Кирюшка :) по поводу целенаправленных занятий по развитию речи - безусловно, все правда...

      Удалить
  5. Алена, чудесный опыт, спасибо! Ромка молодчинка, чудесная картина у мальчишек получилась! Я тоже сталкиваюсь с проблемами одновременных занятий с разновозрастными детьми. Определенно выделяю занятия, которые никак не получается проводить всем вместе. На это у нас выделяется отдельное время. Совместные занятия заключаются часто в том, чтобы старшие дети выступали учителями по отношению к малышам. Дети очень любят эти роли учителя-ученика. У меня чаще возникает проблема, что Артур не дает проявить себя Родиону, стремиться быстрее показать свое умение и знание, в таком случае я начинаю делить задания: Родион покажет, а теперь Артур покажет, Артур делает это, а Родион то. Стараюсь не вмешиваться в творческий процесс, все вопросы потом, более того, дети сами бегут рассказывать и показывать что они сделали. Стараюсь давать пространство для творчества, в этом случае они творят, что хотят, и много, часто не пересекаясь в своих интересах. Иногда приходится остановить Родиона и разграничить - твое - Артура. Разрушительную деятельность стараюсь пресекать. Нельзя неуважительно относится к чужому труду. Хотя игры в создателей-разрушителей мы тоже практикуем. Иногда приходится быстро менять полотно для творчества, если итог уже устраивает, хочется сохранить, а детям все мало, приходится подсовывать новый лист, а готовый убирать подальше. Если младший портит, помогаю исправить, учу как это делать.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо Ань, показывать по очереди мне уже можно попробовать - по возрасту должно получиться. А насчет разрушительной деятельности, в какой-то период развития малышей для них это как раз необходимый вид активности. Годоваловому малышу сложно и наверное не нужно объяснять, что разрушать башенку не надо. Когда они подрастут и делают из вредности - тогда конечно. Но в моем случае был как раз годовалый малыш :)

      Удалить
    2. Да, Алена, в годик разрушать милое дело))). Но я как-то старалась разграничить: вот это я для тебя строю, чтобы ты рушил, а это Артур старается, ему это нужно, не трогай. Но Родион и сейчас непрочь внести свою вредную лепту, причем специально, зная реакцию, так что сейчас уже строже приходится действовать. Сам построил, нарисовал и прочее - ломай сколько влезет, а чужое не трогай)))

      Удалить
  6. Алёна, а какая у вас разница? У меня погодки, и, наоборот, младший очень во многом тянется за сестрой. Он вообще рисует благодаря ей, я в этот процесс практически не вмешиваюсь, моя "работа" - вовремя подкинуть идеи, материал и похвалить :)
    Очень близки ваши рассуждения о творчестве.
    Ко мне на занятия сейчас стали приходить совсем маленькие, двухлетки. Я всегда стремилась к ученикам постарше, а получается наоборот :). Но когда дети работают не над одной работой, а параллельно, то получается хорошо.
    Даже для своих всегда в припасе на каждого материалов. То есть, если рисовать. даже своим - то одинаковые листы, кисти, краски, пачки пластилина... Старалась объяснить - никогда не рви. не ломай., хочешь - сделаем такую же. Теперь младший сам просит у сестры часто - помоги, приклей, сделай мне такую же. Так, сумбурно немножко :).

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. У меня мальчишки 2 и 3.5 года. Младший безусловно тянется за старшим братом. Развивается быстрее. Глядя на Ромку, уже ножницами режет. Параллельные работы - здорово, хотя в случае моих мальчишек было в какой-то период практически невозможно предложить сделать одинаковые работы в силу разных навыков. В этом возрасте разница в полтора года очень ощутима. На мой взгляд, в этом маленьком возрасте развитие происходит быстро, и соответственно подходы к творчеству тоже меняются быстро, в плане организации, идей, времени... А по поводу никогда не рви и не ломай... Я понимаю что вы хотите сказать... Но Вы знаете, я большая поклонница process art. И тем более мои дети его обожают. Я думаю что как раз двухлеткам не столько важен результат, сколько процесс творчества. А в деструктивной силе столько красоты. Я даю возможность своим детям много рвать и ломать и видеть в этом процесс создания. Помнится... Когда-то я преподавала английский в интернате сиротском, и там была у меня девочка, которая любила рвать свои тетрадки как только она исписывала первые несколько страниц. Она могла это делать прямо на уроке, особенно если у нее была ошибка в задании и я поправляла. Я не ругала ее... Когда она закончила рвать свою тетрадку, я попросила ее порвать мою тоже, чем она и занималась до конца урока. А потом мы остались с ней и я показала как сделать из этих бумажек цветы. Она была счастлива. К чему я это пишу... К тому что у ребенка были свои причины рвать эту тетрадку со своими заданиями... и слава богу что я разрешила ей это сделать. Она ее рвала потом просто так, чтобы сделать опять цветы. а потом я принесла цветную бумагу рвать и тетрадку она не трогала. Но как же ей нравилось рвать... Для нее это было прекрасно.

      Удалить
    2. Алёна, у нас тоже ровно 1,5 года разницы. Сейчас уже 4,5 и 6 :) Вам просто нужно немножко подрасти,и они сами будут увлеченно устраивать совместные проекты. По вашей картине, я думала мальчишки постарше уже :)
      Мой младший, еще + из-за проблем со зрением, начал рисовать тоже где-то после 3,5, я его не торопила, а держать ножницы мы еще учимся.
      Единственно, что на мультики у нас всегда был строгий лимит. И так как мы сами телевизор не смотрим дома - дети воспринимали это как должное.
      Про рвать и ломать - я имела ввиду отношение к чужой работе.
      Процесс важнее результата не только для двухлетки :) Жаль взрослым трудно вернуться в это состояние и они сразу говорят: "Я не умею рисовать!". Наверное, взрослым тоже иногда нужно рвать тетрадки.

      Удалить