вторник, 14 июля 2015 г.

Кораблик - свободное творчество

Если вы уже давно читайете статьи блога, то вы уже знаете, что многие нашие игры основаны на свободном творчестве. Свободным творчеством я называю такие открытые приглашения для детей, которые способствуют развитию их воображения и творчества без четких инструкций, иногда на определенную тему, а иногда вообще даже без темы, но с определенным матералом. Например, придумать, что можно сделать из пластмассовых яиц, или придумать, из чего можно дуть мыльные пузыри.

В этот раз задача для Ромки была простой и одновременно сложной: нужно было построить кораблик, в который могут поместиться три пирата. Кораблик должен был быть с мачтой, парусом и флагом, и он должен был держаться на море вместе с пиратами и не тонуть. Перед двухлетним Петькой стояла задача опробовать все материалы и убедиться, какие из них плавучие, а какие нет :)


Я рекомендую заранее обсудить, из чего может состоять корабль: корпус, мачта и парус. Вместе опустить предметы в воду, посомтреть какие из них будут тонуть, какие плавать на поверхности. Выбор материалов нужно продумать, чтобы без подсказок ребенку было очевидно, что и как можно использовать для каждого элемента корабля, и чем их можно скрепить.  Что можно предложить в качестве материалов для корпуса: апельсиновую кожуру, мочалки, пенопласт, фольгу, бумагу, пробки, крышки, стаканчики, картон. Для мачты: спички, палочки, шпажки, зубочистки, ручки, карандаши, кисточки. Скрепители: скотч, кусочки мастики или пластелина, скрепки, прищепки. Для паруса: кусочки бумаги, фольги, пенопласта, ткани... Просто посмотрите вокруг, что дети могут безопасно применить с относительной легкостью из того, что уже есть под рукой. Действительно лучше, если материалы будут легкие в использовании и соответствовать навыкам ребенка. Если ребенок не умеет пользоваться скотчем, то лучше придумать, как без него обойтись, так как это будет мешать ему сосредоточиться на процессе творения. А научить пользоваться скотчем можно в другом проекте, который направлен непосредственно на усовершенствование этого навыка.


Когда кораблик готов, можно спросить у ребенка, почему он выбрал фольгу, а не, скажем, бумагу, зачем пенопласт подложил под фольгу? Ребенок учится обосновывать свой выбор, объяснять свою точку зрения, отстаивать свой выбор. Кстати наводящие вопросы помогут, если ребенок видит материалы и не знает с чего начать. Можно взять  в руки бумагу, и спросить: как ты думаешь, можно ли построить из бумаги корабль? То есть начать с изучения свойств предметов и логически вывести на результат.

Ромка после таких занятий чувствует себя отлично, он горд собой, повышается его самооценка. Застенчивость отходит на второй план, и вот он уже хочет показать свой кораблик дядечке в лифте и рассказать про него, а не прятаться от него за моей спиной.



Потом кораблик можно отправить в открытое море на прогулке.



Покажем наши кораблики в Катиной коллекции, так как игра самая настоящая летняя...

6 комментариев:

  1. Алена, как ты все четко описала! Такие занятия я просто обожаю! Работает все: мышление, речь, самооценка и т.д. Научить мыслить и доказывать свое видение - жизненно важные качества. Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  2. Ну ни за что бы не додумалась так пробки использовать... Здорово!

    ОтветитьУдалить
  3. Прекрасные кораблики! Дети молодцы!

    ОтветитьУдалить
  4. О, такие занятия - самые ценные для детей! А кораблик получился просто здоровский - дети так интересно мыслят!
    Спасибо за участие в "Катиной галерее летних игр и занятий"!

    ОтветитьУдалить
  5. Кораблик из пробок видела, а из фольги нет! Какая детвора креативная!

    ОтветитьУдалить