Грустно было узнать, что есть учителя, которые сначала выбирают родителей, а уже потом учеников, чтобы было удобно учить. С одной стороны, хорошо, что у них есть такой выбор, значит, в жизни все устроено. А с другой стороны, насколько это оправдано с моральной точки зрения? То есть, а как же дети? В какой момент они должны начать платить за грехи своих родителей, должны ли вообще? и главное, должны ли они платить учителям?
Учителя и врачи тоже люди, я все понимаю, но разве профессия не обязывает?
Я проработала учителем всего полгода. Это было 10 лет назад, в одном из минских интернатов, мои ученики были дети без родителей. Родители либо умерли, либо сидели в тюрьме, либо были лишены родительских прав. Это были занятия после школы, моей задачей было дать в интенсивной форме обучения знания языка для общения детей с приемными родителями из Англии. Многих детей брали туда просто на лето как foster children. Да, приходить туда было как приходить в психбольницу, хоть я в психбольнице никогда не была, но думаю, что эти места похожи. К детям там относились как к больным, ненормальным, отбросам общества, без будущего. Работники с отвращением смотрели на детей, говорили: растим преступников...Хотя внутри оснащение было очень хорошее. Красивый ремонт и светлые комнаты. А многие дети ходили в красивой модной одежде из Англии - подарки приемных родилей на лето. Все это вызывало у меня диссонанс и непонимание, что, к чему и почему, и главное, хотелось всех детей забрать к себе. Было безумно жаль, что на них повесили ярлыки, в чем я иногда пыталась переубедить сотрудников. Полгода прошло, и меня попросили больше не приходить - сказали, что знаний достаточно уже. К чему я это... к тому, что после этого опыта я поняла, что сил у меня быть учителем не осталось. И к этой профессии я себя не отношу в силу своей трусости. Но те, кто относят и гордо это носят, разве они не должны думать о детях в первую очередь? я не говорю, что каждый учитель должен быть Корчаком, но тем не менее...
Ребята, поделитесь своим мнением, тем более, многие из вас как раз педагоги, хотелось бы узнать ваше отношение к своей профессии...
Алёна, какую серьёзную тему ты затронула... Знаешь, мне кажется, что быть учителем, педагогом - это всё - таки призвание. Дети не должны раздражать; не стоит идти работать с детьми, если смотришь на них только через призму доходности. И я даже на сегодняшний день в своём обычном детском садике сталкиваюсь время от времени с мнением, что занятия и работу стоит проводить только с активными родителями, с чистенькими и аккуратными детьми... И это убивает, так как действительно получается, если родители безответственно относятся к малышу, то на хорошее отношение и уход ему не стоит рассчитывать. Здесь, правда, я думаю, что срабатывает что - то от бессознательного: мы всегда тянемся к хорошему, а трудностей стараемся избегать (гедонизм - тяга к удовольствиям - сродни инстинкту). Однако равнодушие к таким деткам - это такое же преступление, как и прямая жестокость. Я тоже месяц была в детском доме... Тяжёлая атмосфера... И каждого хочется приласкать - такие маленькие, а за несколько лет через столько ужасов прошли... Однако я не могу судить тех, кто поступает так, как ты описала в самом начале. С точки зрения представлений о гуманности в обществе, они не правы. Но с точки зрения просто профессионального заработка, правы. Ведь, что таить, когда подбирается активный коллектив родителей, подспорье учителю просто колоссальное!!!! Это и организованные поездки, походы, организованные субботники и вечера для детей - когда охватываешь весь спектр деятельности, то всё становится на свои места. А если всё взваливается на плечи одного учителя, родители равнодушны, а дети трудны, то очень много из этого перечня не сделать. И вместе с тем именно в таких трудных случаях и необходимы сильные, особенные люди, с мощной волей и добрым сердцем. :) В целом, как ни крути, это, конечно, призвание.
ОтветитьУдалитьСама я свою профессию люблю. :) Сейчас я как - то спокойнее стала реагировать на порой имеющее место быть равнодушие и отсутствие помощи со стороны родителей (хотя результаты работы с детьми при таком отношении всегда значительно оттянуты во времени). Мне просто нравится работать с детьми, а трудные они или лёгкие... - они каждый такой, какой есть. И как родители должны любить их только за то, что они есть и такие, какие есть, так и педагоги, как мне думается, должны подходить к своим воспитанникам с таким же пониманием. Сейчас подумала, что за всё время практики у меня ни разу не было нелюбимого ребёнка - все чудесны (!!!) :))), даже самые хулиганистые. :) И вместе с тем, не хотелось бы переходить грань, за которой учитель перестаёт быть просто человеком... Это не имеется в виду выражать как - то негативно эмоции при всех и т.д. и т.п., а, например, владеть всё - таки своим временем, иметь это необходимое личное пространство (меня это в профессии немного тяготит). Я не думаю, Алёна, что это трусость... Скорее, если ты так задумалась над этим, просто время не пришло для такого сложного "учительства"...
катя спасибо, как здорово, что нелюбимых у тебя не было, надеюсь не будет :)) а про время не пришло - это ты в точку...
УдалитьАлена, добрый день! Да, вопрос и правда непростой. Учитель - это профессия, которая предъявляет к человеку, её избравшую, достаточно серьезную самоотдачу и высокий духовный уровень, способность к служению. Прежде всего этот человек должен быть гуманистом в общечеловеческом смысле слова. Возмущает, что на детях ставят уже заранее клеймо "будущий преступник" только потому, что им не повезло в жизни с родителями.Можно вспомнить Конвенцию о правах ребенка, но внешне все выглядело благополучно? Получается, что нехватка учителей ( в нужном смысле слова) и отношение к учителям - это проблема общества в целом, недостаточный уровень культуры и духовности. В художественной литературе встречаются "идеальные модели" организации образования (например Герман Гессе "Игра в бисер"), но это всего лишь модели. Я в этих вопросах (по поводу детей из социально неблагополучных семей, детских домов и пр.) не берусь никого осуждать именно потому что сама не способна к этой работе, потому что знаю, что не смогла бы "кое-как", а по другому - от меня ничего не останется. Впрочем, жизнь и не ставила меня перед таким выбором. А в целом работа педагога - не только непосредственно с детьми, но и опосредованно - с родителями, а с родителями бывает посложнее, чем с детьми. При этом любой учитель - человек, у которого есть семья, свои заботы,как правильно заметила Екатерина Белова, хочется сохранять пусть небольшое, но личное пространство...
ОтветитьУдалитьСпасибо Ольга!
УдалитьОля, я сегодня общалась с потрясающим педагогом, удивительной судьбы женщиной, и услышала твои слова: "Учитель - это профессия, которая предъявляет к человеку, её избравшую, достаточно серьезную самоотдачу и высокий духовный уровень, способность к служению." Даже больше - к самопожертвованию! И оправданий, почему не получается, не может быть... Позиция такова, что человек в принципе никому ничего не должен и ему никто ничего не должен, все действия - это результат собственного выбора, возможно, сделанного в тяжелых обстоятельствах, но тем не менее выбор присутствует всегда, кроме одного: человек рано или поздно должен умереть. Во всем остальном, человек, делая выбор, не должен искать оправданий. То есть сделав сознательный выбор профессии учителя, человек заранее готовится к самопожертвованию. С такой подготовкой приходит душевное спокойствие, смирение, а главное так можно научиться принимать достойно удары судьбы и наилучшим образом работать с детьми. Тогда нет обиды, что твой труд не ценят, что связывают руки, что не осталось сил. Не рассчитываешь заранее, что тебе должны, и тогда не будет мучительно больно. Каково, а? По-моему этому всем нужно научиться от мала до велика...
Удалить"Не рассчитываешь заранее, что тебе должны, и тогда не будет мучительно больно. Каково, а?"
УдалитьЭто ответ и на все ваши вопросы.
в какой-то степени да :)
УдалитьА еще есть система, которая диктует каким должен быть ребенок по стандарту и тот же учитель, и которая не учитывает объемы работы учителя совершенно. И не дает возможность восстановления после активного выгорания. То есть с точки зрения системы учитель не должен жить иной жизнью кроме школы, у него не должно быть семьи, собственных детей, мужей, матерей, личных интересов, а лишь учительский долг.
ОтветитьУдалитьТы должен сделать так, чтобы дети написали итоговые тесты хорошо, тогда ты хороший учитель. И как ты это сделаешь, системе все равно. Вот и все.
И каждый год система образования придумывает все новые и новые бюрократические маразмы. И теперь в центре стоит бумажка, а не ребенок. Объем документации с каждым годом все растет.
Никто не требовал от учителей военного периода тех методических подходов, научных публикаций, портфолио и конкурсов, от которых сейчас у всех учителей голова кругом идет. Они не сидели за компьютерами ночами, набирая поурочные планы. И у них не было столько проверок и открытых мероприятий, через которые проходит учитель сегодня. Да и объем информации которому они обучали был в десятки раз меньше теперешнего. Само наполнение профессии очень изменилось, равно как и престижность учителя в обществе (учитель и неудачник во многом слова синонимы среди обывателей нового поколения), и психологическое давление на учителя растет. Это отмечают все учителя, работавшие в советский период.
Поэтому если есть возможность выбирать учеников, люди будут выбирать, потому что это диктует система.
И еще - все учителя мечтают, чтобы в центре учебного процесса снова оказался ребенок, а не бумажка.
УдалитьОля, подписываюсь....
УдалитьОль спасибо за мнение... но мне не совсем понятно... система не помогает - допустим. я чисто по-человески понимаю, всем хочется хороших условий труда. но в канаде, например, профессия учителя весьма достойна, относятся с уважением, хорошие зарплаты, есть доступ ко всему и поддержка, а учителя все равно разные встречаются в смысле отношения к своей профессии и детям в первую очередь. поэтому я не могу согласиться в том, что система виновата. Быть хорошим учителем можно и нужно при любых обстоятельствах. Это как быть хорошим человеком при любых обстоятельствах. Ведь принципы как раз и существуют для того, чтобы придерживаться их, когда неудобно.
УдалитьЭтот комментарий был удален автором.
УдалитьОль, жуть, я сочувствую. Мне очень жаль. Это огроменный труд, а главное огромное внутреннее достоинство хорошего человека, которое побуждает на подвиги ежедневные. Я это очень хорошо понимаю...
УдалитьДолго ходила вокруг этого своего комментария, Алёна. Решила его убрать, слишком личный характер он носит.
УдалитьОль, ну конечно, без проблем, прости что взбередила душу. А вообще, знаешь, у меня вопрос родился-то после того, как от близкого моему сердцу ребенка учитель в школе отказался. И не потому что ребенок был тяжелый, как раз наоборот, а потому что мама своим отношением учителя не устроила каким-то образом. Но я подумала, что не стоит переходить на личности. Неизвестно, как информация, которую мы оставляем в сети, может обернуться против нас. Нужно сохранять себя в безопасности.
УдалитьСпасибо, Алёна. Было не совсем понятно из поста, в чем корень ситуации. Конечно, профессионализм учителя состоит в способности не отыгрываться на детях за отношения с родителями. Иногда трудно сохранять нейтралитет, но если ты профессионал, то отказа от ребенка не последует (у нас в законе такой возможности не предусмотрено даже гипотетически). Может и любви особой не будет, но рабочие отношения - да.
УдалитьАлёна, хожу уже несколько дней думаю над твоим постом. Часто так бывает, что проблемные вопросы возникают вот так неожиданно.
ОтветитьУдалитьЯ учитель начальных классов. В сентябре нужно выходить на работу из декрета. А ТАК НЕ ХОЧЕТСЯ!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
никогда бы не подумала, НО это факт
Всё что пишет Ольга Астраханцева и другие девочки - подписываюсь под каждым словом!!! Система требует отказа от личной жизни самого учителя. И проблема выгорания - это ПРОБЛЕМА!!! И проблема восстановления душевных сил - это ПРОБЛЕМА. И вообще любых сил.
И еще в этой профессии НЕТ чётких критериев МАСТЕРСТВА и ТВОРЧЕСТВА. Есть субъективные оценки, но нет объективности.
я 10 лет работала с ПОЛНЕЙШЕЙ отдачей себя профессии. И декрет стал моим спасением. Боженька дал мне возможность увидеть себя, своих родных, мужа, детей.
Возвращаться теперь в учительство так сложно, потому что работать "абы как" я ещё не научилась, а растворяясь уже не хочу.
И душевные метания между между пока очень сильны. (Так и хочется родить третьего)
С родителями работать чаще бывает проще, чем с коллегами. Я работала в трёх школах. Ощущение себя хорошим учителем в разном коллективе разное. Был коллектив, где дети - это лишние, невыносимые атрибуты профессии (из этой школы я практически бежала). Была шикарная православная гимназия - где было просто счастливо работать и жить. Потому что все взрослые в этой школе просто знали психологию человека, были хорошими людьми и счастливыми творческими учителями. Ушла из-за финансового вопроса.
Сейчас нужно выходить в огромную начальную школу, где тысяча детей началки. И где система и порядок, где грамотный руководитель и сильный коллектив. Страшно.
Страшно, что я буду рвать душу(тело, семью и детей) в поПЫТКЕ соответствовать.
Извини, если мой ответ оказался слишком личный. Наболело.
Аня, удачи тебе, спасибо что поделилась. мне кажется соответствовать стараться нужно только тому образу учителя, который для себя сама определила в рамках своих представлений, и не впечатляться чужим мнением. безумно тяжело, но мне помогает, когда я вспоминаю ою этом. нужно вырастить толстую кожу для взрослых и в другом месте оставить тонкую для детей. тогда можно и детям дать и себе себя немного оставить. В общем, держись!
ОтветитьУдалитьКак же грустно, что от этой нынешней системы страдают все:и учителя, и дети! Это очень жестоко по отношению к людям. Мы когда пришли в 1 класс, я отпрашивалась у директора, что в сентябре мы придём не 1 числа, а 15, потому что папе дали отпуск в этом месяце, а мы хотим отдыхать всей семьёй! Она мне в открытую заявила, что раз мы пришли в школу, то школа у нас должна быть на 1 месте, предлагала оставить дочь бабушке и езжайте куда хотите... Я сказала ей, что у нас на первом месте будет семья, дочь поедет с нами. Сколько всего моей девчонке пришлось терпеть и мне, хотя я была активная в классе, мне поручали то одно, то другое. НО элементарно учитель ДВА раза уже моего ребёнка, который явно себя не хорошо чувствует не отправляет ни к мед. работнику, не звонит мне, чтоб я приехала. Первый раз ухо болела два последних урока и темп. 38,5, а второй раз её вырвало, она пролежала на парте последний урок уже (а её ещё и заставили читать).На мой вопрос почему???? Она отвечала, что думала, что у неё всё хорошо. ((А о её подходе к обучению..вообще не легко говорить. Она сказала мне"заставлять" моего ребёнка читать!!! Я сказала, что не могу этого сделать. "Тогда я сама буду заниматься после уроков и заставлять её!" Я сказала, что не позволю этого, что мы читает для нас достаточно, что дочь ещё хочет своё личное время, чтобы играть и т.д. А про письмо!!! Она предложила на родит. собрании бить детей по рукам, у кого плохо пишет!!!!!!! МЫ в 1 классе!!! Мы пришли учиться!!!! У нас на это ещё 11 лет школы, чтобы научиться красиво писать, быстро читать и тд. Катюша в начале школы за уроки садилась со словами " Моё любимое письмо!!!" А теперьистерик из-за ошибки и говорит " У меня всё равно ничего не получится. Учительница будет меня ругать!"
ОтветитьУдалитьПочему я здесь Вам написала? Простите... Вы спрашивали мнение педагогов, а тут я со своим мнением. Мне кажется прежде, чем стать учителем нужно воспитать себя! Нельзя говорить детям, что врать нельзя и поступать не честно. Нельзя жить дурно и при этом воспитать хороших детей.
Прочитав комментарий Ольги, я увидела как нелегко и учителям. Может наш учитель и срывается на детях поэтому. Но если учитель видит, что со стороны родителей к ней по-доброму стараются помочь и ребёнок старается, то почему к ней так я не понимаю. Наверное потому, что мы не вписываемся в систему (образ жизни, питание, воспитание отличается от повседневного) и мы "странные" для остальных.
Татьяна, учителям может быть нелегко, но они обязаны быть людьми. Я настоятельно вам рекомендую сменить школу, потому что так можно отбить у ребенка желание учиться на всю жизнь.
УдалитьТаня, абсолютно согласна, но в первую очередь нужно срочно поменять школу или хотя бы класс. Этот человек явно не на своем месте. Удачи вам, я переживаю за вас! держите в курсе событий!
УдалитьТатьяна, я поддерживаю идею о смене школы. Первый учитель - это слишком важный человек для ребенка.
УдалитьЕсли все обстоит так как вы описали, то лучше ребенка забрать. Похоже, что у ребенка развивается психоз.
Спасибо большое,девочки, что переживаете за нас!!! Школу мы обязательно сменим!!! Мы уже решили в какую пойдём, там у Катюши четыре знакомых друга из садика, чтобы ей было легче специально просилась в этот класс... и об учителе разузнала конечно от этих знакомых мамочек!! С учителем сама познакомится ходила и поняла, что она совсем другая, нам обязательно нужно туда! Как только наши занятия закончатся (чего мы очень ждём) сразу же забираю документы и отношу в другую школу!
УдалитьОчень надеюсь, что моя дочка будет спокойно просыпаться, спокойно делать ошибки! Как у нас будут дела с новой школой обязательно поделюсь с вами с о всеми!!!Благодарю вас всех за поддержку!
К сожалению, в нашем обществе сложилось очень непростая ситуация с учителями (педагогами) и врачами. С одной стороны важность и нужность этих профессий как всегда велика, но с другой стороны труд их совершенно не ценится ни государством, ни людьми (очень многими, но, конечно, не всеми). И я сейчас не говорю о низкой оплате труда, у нас это весьма болезненный факт, потому что в этих профессиях себе могут позволить задержаться либо взяточники (это чаще касается врачей), либо женщины, у которых обеспечение семьи на себя полностью берет муж, либо очень увлеченные, влюбленные в свою профессию люди, для которых лично жизненно важно работать со всей душой. А принципе, любым человеком в норме руководит чувство самосохранения, бывают ситуации, когда человек забывает об этом чувстве, тогда и выходят подвиги, но это не норма. И пусть меня закидают тапками, но для общества важно, чтобы у людей было это чувство самосохранения. В нестандартных болезненных ситуациях, возникает альтруизм, но это исключение. Как правило, человек в первую очередь заботиться о себе и своей семье, а во вторую о других. Это нормально и естественно. И каждый педагог и врач, выбирая свою профессию должен знать, что выбирает. Это дело для него должно быть важным с эгоистичной точки зрения. Тут и любовь к профессии, и возможность хорошего дохода (если она в принципе есть), и другие внутренние причины. Если человек не получает эгоистичного удовлетворения, то не будет ничего хорошего. Сегодня педагог и врач погрязли в бумагах, они не занимаются главным и любимым - учить и лечить, потому и проблемы, им даже не оплачивают достойно их труд, то есть даже обеспечить семью, себя они не в состоянии... Есть очень много причин, почему люди выбирают. У нас в стране такой возможности нет, выбирать учеников и их родителей, выбирать пациентов.... У нас лечат и учат тех, кого дают, но даже в этом случае редкие рвутся на менее престижные и удобные места - в интернаты и детские дома, фельдшерами и врачами на район. Там работы в разы больше, личной жизни никакой, денег мало. Тогда ради чего? Ради детей и больных? А сам? А своя семья? Счастливый человек может дать миру больше, чем несчастный. И если работа трудная, то должно быть в ней то, что даст бонусы своему эгоистичному. По факту, те, кто любят свою профессию, сегодня вообще должны быть вне современной системы образования и здравоохранения, потому что заниматься любимым делом не дадут, и если кто-то в этой системе еще есть, то честь им и хвала, потому что это практически подвиг. Эх... Не знаю, может очень уж сумбурно, но такая тема больная. Я сама не решилась идти в ряды "учить и лечить", потому что страстно ненавижу нашу бюрократию. Я не знаю, как у вас в Канаде, Алена, но всегда есть причины, почему люди выбирают, ведь выбор дает возможность получить лучшее, а значит и дать больше. Уверена, что люди выбирают и трудных детей, потому что работа с ними даст им возможность получить бесценный опыт, есть надежда проявить себя и увидеть этот результат наиболее ярко, можно растратить свой нереализованный материнский инстинкт и много еще других причин, но эти причины должны идти от конкретного человека, ему это должно быть важно, тогда все будет очень и очень хорошо.
ОтветитьУдалитьАня спасибо огромное за мнение, согласна что всегда есть причины, почему люди выбирают, ведь выбор дает возможность получить лучшее, а значит и дать больше. Но дать больше кому? всегда одним и тем же? а как же те, кому хронически недодают? Вот в чем был мой вопрос... а не про то, как сложно жить учителям, понятное дело, что тяжело, мы все только и говорим что про себя, нам и тут мешают, и здесь жизнь отравляют, все чистая правда, но а как же дети? как им быть, кому жаловаться?
ОтветитьУдалитьАлёна, на счет последнего вопроса - а у вас разве нет психологической службы в школе?
УдалитьУ нас в школе роль буфера очень часто выполняют школьные психологи. У них может не все получается, но принцип их - быть на стороне ребенка. Да и родители охотнее общаются с ними в случае каких-то проблем. А потом уже психологи преломляют ситуацию и работают с учителями, соблюдая "тайну исповеди".
Многие учителя психологов недолюбливают, а я считаю, что они могут быть очень полезны, особенно при разрешении конфликтных ситуаций. Но это может потому, что я работаю на принципах психофизиологии на уроках.
в школе, где есть психолог, да, возможно, но я не про психологические проблемы, а про уровень внимания к детям и про право учителя отказываться от детей как от учеников или игнорирование определенных детей в классе
УдалитьАлена, так все в нашей жизни взаимосвязано, когда есть возможность получать что-то там, где дети "непрестижные", то шли бы и получали. Каждый нормальный педагог может и делает такую работу какое-то время, но не каждый выдерживает долго. Именно поэтому и начинают перебирать, тут же как по Маслоу, человек должен получать определенный набор благ, если не имеет, то или уходит, или страдает, а если страдает, то давать ничего не сможет.
Удалить