суббота, 9 мая 2015 г.

О профессии учителя

Читаю истории о врачах и учителях во время войны... Мне кажется эти две профессии объединяет тот факт, что выбор кого лечить или кого учить как таковой отсутствует. Ну по крайней мере у настоящих учителей и врачей. Так же как врач не может отказать в помощи больным, которые, возможно, не заслуживают этой помощи, так и учитель не может отказаться учить учеников, хотя на это могут быть причины с точки зрения человеческих отношений.
Грустно было узнать, что есть учителя, которые сначала выбирают родителей, а уже потом учеников, чтобы было удобно учить. С одной стороны, хорошо, что у них есть такой выбор, значит, в жизни все устроено. А с другой стороны, насколько это оправдано с моральной точки зрения? То есть, а как же дети? В какой момент они должны начать платить за грехи своих родителей, должны ли вообще? и главное, должны ли они платить учителям?
Учителя и врачи тоже люди, я все понимаю, но разве профессия не обязывает? 
Я проработала учителем всего полгода. Это было 10 лет назад, в одном из минских интернатов, мои ученики были дети без родителей. Родители либо умерли, либо сидели в тюрьме, либо были лишены родительских прав. Это были занятия после школы, моей задачей было дать в интенсивной форме обучения знания языка для общения детей с приемными родителями из Англии. Многих детей брали туда просто на лето как foster children. Да, приходить туда было как приходить в психбольницу, хоть я в психбольнице никогда не была, но думаю, что эти места похожи. К детям там относились как к больным, ненормальным, отбросам общества, без будущего. Работники с отвращением смотрели на детей, говорили: растим преступников...Хотя внутри оснащение было очень хорошее. Красивый ремонт и светлые комнаты. А многие дети ходили в красивой модной одежде из Англии - подарки приемных родилей на лето. Все это вызывало у меня диссонанс и непонимание, что, к чему и почему, и главное, хотелось всех детей забрать к себе. Было безумно жаль, что на них повесили ярлыки, в чем я иногда пыталась переубедить сотрудников. Полгода прошло, и меня попросили больше не приходить - сказали, что знаний достаточно уже. К чему я это... к тому, что после этого опыта я поняла, что сил у меня быть учителем не осталось. И к этой профессии я себя не отношу в силу своей трусости. Но те, кто относят и гордо это носят, разве они не должны думать о детях в первую очередь? я не говорю, что каждый учитель должен быть Корчаком, но тем не менее...
Ребята, поделитесь своим мнением, тем более, многие из вас как раз педагоги, хотелось бы узнать ваше отношение к своей профессии...

28 комментариев:

  1. Алёна, какую серьёзную тему ты затронула... Знаешь, мне кажется, что быть учителем, педагогом - это всё - таки призвание. Дети не должны раздражать; не стоит идти работать с детьми, если смотришь на них только через призму доходности. И я даже на сегодняшний день в своём обычном детском садике сталкиваюсь время от времени с мнением, что занятия и работу стоит проводить только с активными родителями, с чистенькими и аккуратными детьми... И это убивает, так как действительно получается, если родители безответственно относятся к малышу, то на хорошее отношение и уход ему не стоит рассчитывать. Здесь, правда, я думаю, что срабатывает что - то от бессознательного: мы всегда тянемся к хорошему, а трудностей стараемся избегать (гедонизм - тяга к удовольствиям - сродни инстинкту). Однако равнодушие к таким деткам - это такое же преступление, как и прямая жестокость. Я тоже месяц была в детском доме... Тяжёлая атмосфера... И каждого хочется приласкать - такие маленькие, а за несколько лет через столько ужасов прошли... Однако я не могу судить тех, кто поступает так, как ты описала в самом начале. С точки зрения представлений о гуманности в обществе, они не правы. Но с точки зрения просто профессионального заработка, правы. Ведь, что таить, когда подбирается активный коллектив родителей, подспорье учителю просто колоссальное!!!! Это и организованные поездки, походы, организованные субботники и вечера для детей - когда охватываешь весь спектр деятельности, то всё становится на свои места. А если всё взваливается на плечи одного учителя, родители равнодушны, а дети трудны, то очень много из этого перечня не сделать. И вместе с тем именно в таких трудных случаях и необходимы сильные, особенные люди, с мощной волей и добрым сердцем. :) В целом, как ни крути, это, конечно, призвание.
    Сама я свою профессию люблю. :) Сейчас я как - то спокойнее стала реагировать на порой имеющее место быть равнодушие и отсутствие помощи со стороны родителей (хотя результаты работы с детьми при таком отношении всегда значительно оттянуты во времени). Мне просто нравится работать с детьми, а трудные они или лёгкие... - они каждый такой, какой есть. И как родители должны любить их только за то, что они есть и такие, какие есть, так и педагоги, как мне думается, должны подходить к своим воспитанникам с таким же пониманием. Сейчас подумала, что за всё время практики у меня ни разу не было нелюбимого ребёнка - все чудесны (!!!) :))), даже самые хулиганистые. :) И вместе с тем, не хотелось бы переходить грань, за которой учитель перестаёт быть просто человеком... Это не имеется в виду выражать как - то негативно эмоции при всех и т.д. и т.п., а, например, владеть всё - таки своим временем, иметь это необходимое личное пространство (меня это в профессии немного тяготит). Я не думаю, Алёна, что это трусость... Скорее, если ты так задумалась над этим, просто время не пришло для такого сложного "учительства"...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. катя спасибо, как здорово, что нелюбимых у тебя не было, надеюсь не будет :)) а про время не пришло - это ты в точку...

      Удалить
  2. Алена, добрый день! Да, вопрос и правда непростой. Учитель - это профессия, которая предъявляет к человеку, её избравшую, достаточно серьезную самоотдачу и высокий духовный уровень, способность к служению. Прежде всего этот человек должен быть гуманистом в общечеловеческом смысле слова. Возмущает, что на детях ставят уже заранее клеймо "будущий преступник" только потому, что им не повезло в жизни с родителями.Можно вспомнить Конвенцию о правах ребенка, но внешне все выглядело благополучно? Получается, что нехватка учителей ( в нужном смысле слова) и отношение к учителям - это проблема общества в целом, недостаточный уровень культуры и духовности. В художественной литературе встречаются "идеальные модели" организации образования (например Герман Гессе "Игра в бисер"), но это всего лишь модели. Я в этих вопросах (по поводу детей из социально неблагополучных семей, детских домов и пр.) не берусь никого осуждать именно потому что сама не способна к этой работе, потому что знаю, что не смогла бы "кое-как", а по другому - от меня ничего не останется. Впрочем, жизнь и не ставила меня перед таким выбором. А в целом работа педагога - не только непосредственно с детьми, но и опосредованно - с родителями, а с родителями бывает посложнее, чем с детьми. При этом любой учитель - человек, у которого есть семья, свои заботы,как правильно заметила Екатерина Белова, хочется сохранять пусть небольшое, но личное пространство...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оля, я сегодня общалась с потрясающим педагогом, удивительной судьбы женщиной, и услышала твои слова: "Учитель - это профессия, которая предъявляет к человеку, её избравшую, достаточно серьезную самоотдачу и высокий духовный уровень, способность к служению." Даже больше - к самопожертвованию! И оправданий, почему не получается, не может быть... Позиция такова, что человек в принципе никому ничего не должен и ему никто ничего не должен, все действия - это результат собственного выбора, возможно, сделанного в тяжелых обстоятельствах, но тем не менее выбор присутствует всегда, кроме одного: человек рано или поздно должен умереть. Во всем остальном, человек, делая выбор, не должен искать оправданий. То есть сделав сознательный выбор профессии учителя, человек заранее готовится к самопожертвованию. С такой подготовкой приходит душевное спокойствие, смирение, а главное так можно научиться принимать достойно удары судьбы и наилучшим образом работать с детьми. Тогда нет обиды, что твой труд не ценят, что связывают руки, что не осталось сил. Не рассчитываешь заранее, что тебе должны, и тогда не будет мучительно больно. Каково, а? По-моему этому всем нужно научиться от мала до велика...

      Удалить
    2. "Не рассчитываешь заранее, что тебе должны, и тогда не будет мучительно больно. Каково, а?"
      Это ответ и на все ваши вопросы.

      Удалить
    3. в какой-то степени да :)

      Удалить
  3. А еще есть система, которая диктует каким должен быть ребенок по стандарту и тот же учитель, и которая не учитывает объемы работы учителя совершенно. И не дает возможность восстановления после активного выгорания. То есть с точки зрения системы учитель не должен жить иной жизнью кроме школы, у него не должно быть семьи, собственных детей, мужей, матерей, личных интересов, а лишь учительский долг.
    Ты должен сделать так, чтобы дети написали итоговые тесты хорошо, тогда ты хороший учитель. И как ты это сделаешь, системе все равно. Вот и все.
    И каждый год система образования придумывает все новые и новые бюрократические маразмы. И теперь в центре стоит бумажка, а не ребенок. Объем документации с каждым годом все растет.
    Никто не требовал от учителей военного периода тех методических подходов, научных публикаций, портфолио и конкурсов, от которых сейчас у всех учителей голова кругом идет. Они не сидели за компьютерами ночами, набирая поурочные планы. И у них не было столько проверок и открытых мероприятий, через которые проходит учитель сегодня. Да и объем информации которому они обучали был в десятки раз меньше теперешнего. Само наполнение профессии очень изменилось, равно как и престижность учителя в обществе (учитель и неудачник во многом слова синонимы среди обывателей нового поколения), и психологическое давление на учителя растет. Это отмечают все учителя, работавшие в советский период.
    Поэтому если есть возможность выбирать учеников, люди будут выбирать, потому что это диктует система.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. И еще - все учителя мечтают, чтобы в центре учебного процесса снова оказался ребенок, а не бумажка.

      Удалить
    2. Оль спасибо за мнение... но мне не совсем понятно... система не помогает - допустим. я чисто по-человески понимаю, всем хочется хороших условий труда. но в канаде, например, профессия учителя весьма достойна, относятся с уважением, хорошие зарплаты, есть доступ ко всему и поддержка, а учителя все равно разные встречаются в смысле отношения к своей профессии и детям в первую очередь. поэтому я не могу согласиться в том, что система виновата. Быть хорошим учителем можно и нужно при любых обстоятельствах. Это как быть хорошим человеком при любых обстоятельствах. Ведь принципы как раз и существуют для того, чтобы придерживаться их, когда неудобно.

      Удалить
    3. Этот комментарий был удален автором.

      Удалить
    4. Оль, жуть, я сочувствую. Мне очень жаль. Это огроменный труд, а главное огромное внутреннее достоинство хорошего человека, которое побуждает на подвиги ежедневные. Я это очень хорошо понимаю...

      Удалить
    5. Долго ходила вокруг этого своего комментария, Алёна. Решила его убрать, слишком личный характер он носит.

      Удалить
    6. Оль, ну конечно, без проблем, прости что взбередила душу. А вообще, знаешь, у меня вопрос родился-то после того, как от близкого моему сердцу ребенка учитель в школе отказался. И не потому что ребенок был тяжелый, как раз наоборот, а потому что мама своим отношением учителя не устроила каким-то образом. Но я подумала, что не стоит переходить на личности. Неизвестно, как информация, которую мы оставляем в сети, может обернуться против нас. Нужно сохранять себя в безопасности.

      Удалить
    7. Спасибо, Алёна. Было не совсем понятно из поста, в чем корень ситуации. Конечно, профессионализм учителя состоит в способности не отыгрываться на детях за отношения с родителями. Иногда трудно сохранять нейтралитет, но если ты профессионал, то отказа от ребенка не последует (у нас в законе такой возможности не предусмотрено даже гипотетически). Может и любви особой не будет, но рабочие отношения - да.

      Удалить
  4. Алёна, хожу уже несколько дней думаю над твоим постом. Часто так бывает, что проблемные вопросы возникают вот так неожиданно.
    Я учитель начальных классов. В сентябре нужно выходить на работу из декрета. А ТАК НЕ ХОЧЕТСЯ!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
    никогда бы не подумала, НО это факт
    Всё что пишет Ольга Астраханцева и другие девочки - подписываюсь под каждым словом!!! Система требует отказа от личной жизни самого учителя. И проблема выгорания - это ПРОБЛЕМА!!! И проблема восстановления душевных сил - это ПРОБЛЕМА. И вообще любых сил.
    И еще в этой профессии НЕТ чётких критериев МАСТЕРСТВА и ТВОРЧЕСТВА. Есть субъективные оценки, но нет объективности.
    я 10 лет работала с ПОЛНЕЙШЕЙ отдачей себя профессии. И декрет стал моим спасением. Боженька дал мне возможность увидеть себя, своих родных, мужа, детей.
    Возвращаться теперь в учительство так сложно, потому что работать "абы как" я ещё не научилась, а растворяясь уже не хочу.
    И душевные метания между между пока очень сильны. (Так и хочется родить третьего)
    С родителями работать чаще бывает проще, чем с коллегами. Я работала в трёх школах. Ощущение себя хорошим учителем в разном коллективе разное. Был коллектив, где дети - это лишние, невыносимые атрибуты профессии (из этой школы я практически бежала). Была шикарная православная гимназия - где было просто счастливо работать и жить. Потому что все взрослые в этой школе просто знали психологию человека, были хорошими людьми и счастливыми творческими учителями. Ушла из-за финансового вопроса.
    Сейчас нужно выходить в огромную начальную школу, где тысяча детей началки. И где система и порядок, где грамотный руководитель и сильный коллектив. Страшно.
    Страшно, что я буду рвать душу(тело, семью и детей) в поПЫТКЕ соответствовать.
    Извини, если мой ответ оказался слишком личный. Наболело.

    ОтветитьУдалить
  5. Аня, удачи тебе, спасибо что поделилась. мне кажется соответствовать стараться нужно только тому образу учителя, который для себя сама определила в рамках своих представлений, и не впечатляться чужим мнением. безумно тяжело, но мне помогает, когда я вспоминаю ою этом. нужно вырастить толстую кожу для взрослых и в другом месте оставить тонкую для детей. тогда можно и детям дать и себе себя немного оставить. В общем, держись!

    ОтветитьУдалить
  6. Как же грустно, что от этой нынешней системы страдают все:и учителя, и дети! Это очень жестоко по отношению к людям. Мы когда пришли в 1 класс, я отпрашивалась у директора, что в сентябре мы придём не 1 числа, а 15, потому что папе дали отпуск в этом месяце, а мы хотим отдыхать всей семьёй! Она мне в открытую заявила, что раз мы пришли в школу, то школа у нас должна быть на 1 месте, предлагала оставить дочь бабушке и езжайте куда хотите... Я сказала ей, что у нас на первом месте будет семья, дочь поедет с нами. Сколько всего моей девчонке пришлось терпеть и мне, хотя я была активная в классе, мне поручали то одно, то другое. НО элементарно учитель ДВА раза уже моего ребёнка, который явно себя не хорошо чувствует не отправляет ни к мед. работнику, не звонит мне, чтоб я приехала. Первый раз ухо болела два последних урока и темп. 38,5, а второй раз её вырвало, она пролежала на парте последний урок уже (а её ещё и заставили читать).На мой вопрос почему???? Она отвечала, что думала, что у неё всё хорошо. ((А о её подходе к обучению..вообще не легко говорить. Она сказала мне"заставлять" моего ребёнка читать!!! Я сказала, что не могу этого сделать. "Тогда я сама буду заниматься после уроков и заставлять её!" Я сказала, что не позволю этого, что мы читает для нас достаточно, что дочь ещё хочет своё личное время, чтобы играть и т.д. А про письмо!!! Она предложила на родит. собрании бить детей по рукам, у кого плохо пишет!!!!!!! МЫ в 1 классе!!! Мы пришли учиться!!!! У нас на это ещё 11 лет школы, чтобы научиться красиво писать, быстро читать и тд. Катюша в начале школы за уроки садилась со словами " Моё любимое письмо!!!" А теперьистерик из-за ошибки и говорит " У меня всё равно ничего не получится. Учительница будет меня ругать!"
    Почему я здесь Вам написала? Простите... Вы спрашивали мнение педагогов, а тут я со своим мнением. Мне кажется прежде, чем стать учителем нужно воспитать себя! Нельзя говорить детям, что врать нельзя и поступать не честно. Нельзя жить дурно и при этом воспитать хороших детей.
    Прочитав комментарий Ольги, я увидела как нелегко и учителям. Может наш учитель и срывается на детях поэтому. Но если учитель видит, что со стороны родителей к ней по-доброму стараются помочь и ребёнок старается, то почему к ней так я не понимаю. Наверное потому, что мы не вписываемся в систему (образ жизни, питание, воспитание отличается от повседневного) и мы "странные" для остальных.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Татьяна, учителям может быть нелегко, но они обязаны быть людьми. Я настоятельно вам рекомендую сменить школу, потому что так можно отбить у ребенка желание учиться на всю жизнь.

      Удалить
    2. Таня, абсолютно согласна, но в первую очередь нужно срочно поменять школу или хотя бы класс. Этот человек явно не на своем месте. Удачи вам, я переживаю за вас! держите в курсе событий!

      Удалить
    3. Татьяна, я поддерживаю идею о смене школы. Первый учитель - это слишком важный человек для ребенка.
      Если все обстоит так как вы описали, то лучше ребенка забрать. Похоже, что у ребенка развивается психоз.

      Удалить
    4. Спасибо большое,девочки, что переживаете за нас!!! Школу мы обязательно сменим!!! Мы уже решили в какую пойдём, там у Катюши четыре знакомых друга из садика, чтобы ей было легче специально просилась в этот класс... и об учителе разузнала конечно от этих знакомых мамочек!! С учителем сама познакомится ходила и поняла, что она совсем другая, нам обязательно нужно туда! Как только наши занятия закончатся (чего мы очень ждём) сразу же забираю документы и отношу в другую школу!
      Очень надеюсь, что моя дочка будет спокойно просыпаться, спокойно делать ошибки! Как у нас будут дела с новой школой обязательно поделюсь с вами с о всеми!!!Благодарю вас всех за поддержку!

      Удалить
  7. К сожалению, в нашем обществе сложилось очень непростая ситуация с учителями (педагогами) и врачами. С одной стороны важность и нужность этих профессий как всегда велика, но с другой стороны труд их совершенно не ценится ни государством, ни людьми (очень многими, но, конечно, не всеми). И я сейчас не говорю о низкой оплате труда, у нас это весьма болезненный факт, потому что в этих профессиях себе могут позволить задержаться либо взяточники (это чаще касается врачей), либо женщины, у которых обеспечение семьи на себя полностью берет муж, либо очень увлеченные, влюбленные в свою профессию люди, для которых лично жизненно важно работать со всей душой. А принципе, любым человеком в норме руководит чувство самосохранения, бывают ситуации, когда человек забывает об этом чувстве, тогда и выходят подвиги, но это не норма. И пусть меня закидают тапками, но для общества важно, чтобы у людей было это чувство самосохранения. В нестандартных болезненных ситуациях, возникает альтруизм, но это исключение. Как правило, человек в первую очередь заботиться о себе и своей семье, а во вторую о других. Это нормально и естественно. И каждый педагог и врач, выбирая свою профессию должен знать, что выбирает. Это дело для него должно быть важным с эгоистичной точки зрения. Тут и любовь к профессии, и возможность хорошего дохода (если она в принципе есть), и другие внутренние причины. Если человек не получает эгоистичного удовлетворения, то не будет ничего хорошего. Сегодня педагог и врач погрязли в бумагах, они не занимаются главным и любимым - учить и лечить, потому и проблемы, им даже не оплачивают достойно их труд, то есть даже обеспечить семью, себя они не в состоянии... Есть очень много причин, почему люди выбирают. У нас в стране такой возможности нет, выбирать учеников и их родителей, выбирать пациентов.... У нас лечат и учат тех, кого дают, но даже в этом случае редкие рвутся на менее престижные и удобные места - в интернаты и детские дома, фельдшерами и врачами на район. Там работы в разы больше, личной жизни никакой, денег мало. Тогда ради чего? Ради детей и больных? А сам? А своя семья? Счастливый человек может дать миру больше, чем несчастный. И если работа трудная, то должно быть в ней то, что даст бонусы своему эгоистичному. По факту, те, кто любят свою профессию, сегодня вообще должны быть вне современной системы образования и здравоохранения, потому что заниматься любимым делом не дадут, и если кто-то в этой системе еще есть, то честь им и хвала, потому что это практически подвиг. Эх... Не знаю, может очень уж сумбурно, но такая тема больная. Я сама не решилась идти в ряды "учить и лечить", потому что страстно ненавижу нашу бюрократию. Я не знаю, как у вас в Канаде, Алена, но всегда есть причины, почему люди выбирают, ведь выбор дает возможность получить лучшее, а значит и дать больше. Уверена, что люди выбирают и трудных детей, потому что работа с ними даст им возможность получить бесценный опыт, есть надежда проявить себя и увидеть этот результат наиболее ярко, можно растратить свой нереализованный материнский инстинкт и много еще других причин, но эти причины должны идти от конкретного человека, ему это должно быть важно, тогда все будет очень и очень хорошо.

    ОтветитьУдалить
  8. Аня спасибо огромное за мнение, согласна что всегда есть причины, почему люди выбирают, ведь выбор дает возможность получить лучшее, а значит и дать больше. Но дать больше кому? всегда одним и тем же? а как же те, кому хронически недодают? Вот в чем был мой вопрос... а не про то, как сложно жить учителям, понятное дело, что тяжело, мы все только и говорим что про себя, нам и тут мешают, и здесь жизнь отравляют, все чистая правда, но а как же дети? как им быть, кому жаловаться?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алёна, на счет последнего вопроса - а у вас разве нет психологической службы в школе?
      У нас в школе роль буфера очень часто выполняют школьные психологи. У них может не все получается, но принцип их - быть на стороне ребенка. Да и родители охотнее общаются с ними в случае каких-то проблем. А потом уже психологи преломляют ситуацию и работают с учителями, соблюдая "тайну исповеди".
      Многие учителя психологов недолюбливают, а я считаю, что они могут быть очень полезны, особенно при разрешении конфликтных ситуаций. Но это может потому, что я работаю на принципах психофизиологии на уроках.

      Удалить
    2. в школе, где есть психолог, да, возможно, но я не про психологические проблемы, а про уровень внимания к детям и про право учителя отказываться от детей как от учеников или игнорирование определенных детей в классе

      Удалить
    3. Алена, так все в нашей жизни взаимосвязано, когда есть возможность получать что-то там, где дети "непрестижные", то шли бы и получали. Каждый нормальный педагог может и делает такую работу какое-то время, но не каждый выдерживает долго. Именно поэтому и начинают перебирать, тут же как по Маслоу, человек должен получать определенный набор благ, если не имеет, то или уходит, или страдает, а если страдает, то давать ничего не сможет.

      Удалить