вторник, 5 января 2016 г.

Конструкторская головоломка со льдом

Я давно хотела написать здесь о том, что такое STEM. Те, кто живут в Северной Америке, возможно, знакомы с этой концепцией в образовании, даже скорее движением, которое направлено на развитие знаний точных наук у детей всех возрастов, включая дошкольников. STEM расшифровывается как Science, Technology, Engineering and Math - наука, технология, инженерия и математика. Это движение охватывает длинный перечень точных наук (биология, физика, химия, а также психология, география, и т.д..), и по большей части оно направлено на развитие изобретательных способностей у детей. 

Как это применимо в отношении к детям дошкольного возраста? В сущности, это проектная работа с детьми c первоначальной постановкой определенной задачи. Проект продуман так, чтобы наглядно объяснить явление или концепцию точной науки, например, разнообразные физические понятия, которые можно показать в ходе экспериментов:
  • переход материи из разных состояний (вода может превращаться в газ и в твердый лед)
  • как появляется радуга
  • магнетизм
  • электрический ток
  • акустика - откуда берется звук
  • как увидеть воздух
  • почему самолет может летать
  • что такое огонь

Также простые химические опыты - растворение конфет в горячей воде,

простые математические понятия - здесь для проекта выбираются интересные головоломки:
как разрезать треугольник на еще три треугольника?

различные головоломки на конструирование...

Один из таких проектов мы сделали несколько раз в декабре с моими мальчишками. Он невероятно прост в исполнении, но понравился так, что дети просили сделать еще.

Задача - сделать кубики льда так, чтобы можно было их достать из формы все за один раз, дотрагиваясь только до одного кубика.

1. Берем коробку от конфет

2. Пипеткой или ложкой заполняем ячейки водой - можно цветной, тогда дети смогут попробовать смешивать разные цвета

3. Соединяем ячейки палочками или скрепками. Можно, думаю, еще воспользоваться кусочками нитками, проволкой. 

4. Замораживаем

5. Через час тестируем результат

Если хотите усложнить задачу, то можно добавить условие: использовать как можно меньше палочек и скрепок. Таким образом дети решают еще и прикладную математическую задачу.

У Ромки в первый раз отвалились три кубика, и он тут же переделал - понял, что в тех ячейках было слишком мало воды, и палочки не закрепились, решил положить всю конструкцию назад, долил воды, и через 15 минут достал уже целое плато.

Как вариант задачи с нитками: можно ли соединить все кубики одной ниткой, и если да, то какой длины она должны быть? Дети сами измеряют, пробуют разную длину, тут они сами пытаются найти ответ, и я бы не рекомендовала корректировать результат детишек раннего возраста, если они сами не попросят о помощи, так как процесс познания для них более важен, чем результат.

Таким образом дети учатся мыслить, ставить перед собой и решать собственные задачи, а, главное, получают удовольствие. Для меня последнее самое важное. А будут ли они заниматься наукой в будущем - это они уже сами будут решать...










9 комментариев:

  1. Очень круто! Спасибо! Попробуем такую задачку решить ))
    Думаю, в силу возраста справимся, но то, что будет интересно - главное! )))

    ОтветитьУдалить
  2. Алена! У Вас всегда так увлекательно и интересно!!! Спасибо за потрясающие идеи!!! С праздниками! Счастья, здоровья и благополучия вашей семье!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо огромное, Наташа! Всего-всего хоршего вам в ответ!

      Удалить
  3. Супер. Опыт удался, головоломка решена. Спасибо за технологию STEM, интересно познакомится. Что-то напоминает наши ФГОС, попытаюсь сравнить

    ОтветитьУдалить
  4. Алена, проектная деятельность в ДОО :)) я в следующий раз назову STEM, вот коллеги удивятся.
    Спасибо, что делишь своими интересными проектами!

    ОтветитьУдалить
  5. Невероятно интересная задача для маленьких исследователей!

    ОтветитьУдалить