Вчера произошло чудо: Ромка сам захотел что-то нарисовать, при этом маленький Петя ему в этом не помешал и даже помог ему в этом. Я хочу просто поделиться мыслями по этому поводу. Знаете, я верю в то, что дети должны нучиться следовать инструкциям - это необходимая подготовка к школе. Но еще больше я верю в то, что дети должны научиться придумывать рисунки, поделки и изобретения сами. Задача взрослого состоит в том, чтобы познакомить детей со средствами и различными техниками, и подтолкнуть детей к тому, чтобы они создавали образы сами, через призму своего личного видения, и приходили к открытиям самостоятельно в процессе игры. Это на самом деле проще сказать, чем сделать, особенно в группе, и особенно в разновозрастной группе малышей, даже если это просто 2 мальчика с разницой в 1.5 года. Путем проб и ошибок, мне кажется, я смогла найти тот баланс отношений, когда я могу Ромку чему-то научить, не помешав его желанию создавать что-то самому, и одновременно совмещать игру с маленьким Петькой, ведь они оба для меня одинаково важны. Проблемы, с которыми я сталкивалась:
- в какой-то период Ромке хотелось смотреть только мультики и на все предложения поиграть он отвечал не хочу.
- младший брат портил его рисунок, рушил его постройку и они начинали драться, запоминалась только драка, и потом уже не хотелось ни рисовать, ни строить
- Ромка соглашался играть или рисовать, но делал все наспех тяп-ляп, чтобы отвязаться побыстрее
- иногда он погружался в игру, но я перебивала его вопросом: ой расскажи, а что это ты делаешь, - и он бросал, не отвечал, убегал делать что-то другое.
- иногда у нас с Ромкой одновременно случалось вдохновение и завязывалось интересное творчество, которое резко прерывается тем, что Петя упал с дивана, съел краску, и мне нужно было спешить на помощь.
- нежелание делать то, что не получилось с первого раза
К сожалению, я не смогла найти ресурсов в интернете, которые могут дать практические советы о том, как совмещать занятия с разновозрастными детьми. Рассуждения есть, но мне нужны были конкретные примеры. Пришлось доходить своим умом. Например:
- почти год Рома и Петя рисовали вдвоем только съедобными безопасными красками, пока это не перестало быть проблемой.
- Рисовали на полу, чтобы Петя не расстраивался, что не может достать до краски, или уронить ее на пол, и я в организации игры опираюсь именно на Петьку, как самого младшего. Если хорошо ему, то хорошо и Ромке.
- С Ромкой мы договаривались, что свои постройки, и даже рисунки, он делает в подарок для Петьки, чтобы он их специально разрушил, потому что у нас такая игра: ты строишь, а Петька рушит, всем весело, я построю для тебя, и ты разрушишь тоже. То что он хочет оставить неразрушенным, он клеит глюганом
- выход из ситуации с мультиками был не запрет, а игры на их тему: игра с фигурками из мультов, поделки на эту тему, чтение книжки по мультикам.
- я перестала влезать с вопросами. Мне как-то дали совет: просите ребенка описать, что он делает в процессе. Я теперь уверена, что нужно дождаться, когда ребенок закончит свой процесс, и уже потом спрашивать, да и вопросы должны быть правильные.
- я стараюсь следовать интересам детей, чтобы им действительно хотелось участвовать в игре, которую я сама предлагаю. Невозможно эффективно научить ребенка музыкальным инструментам, если у него только космос и планеты в голове на данный момент
- дети, как и взрослые, очень часто любят делать то, что у них хорошо получается. Поэтому нужно сначалась научиться делать что-то хорошо, чтобы это действительно полюбить делать. Я не выбрасываю пластелин, потому что мой ребенок не проявляет к нему интереса, а периодически ввожу пластелин в то, что он любит делать, например лепить мост для машинок, и учу как им пользоваться постепенно, маленькими шагами. И через какое-то время он уже сам находит его в шкафу и лепит свои поделки.
А вот фотографии того, как вчера Ромка решил нарисовать закат, который он безусловно видел раньше, но осознание самого факта пришло к нему только вчера: Мама, откуда вдруг небо такое оранжевое? - Ромча, это солнце так садится, это закат, и небо от него становится цвета солнца. - А почему раньше его не было видно? - Планета Земля сейчас так повернулась к солнцу, что мы все лето теперь будем видеть закат, пока Земля не повернется к солнцу другим боком. - Мам, я хочу нарисовать это оранжевое небо.
Очень знакомая ситуация... Спасибо, что поделились своим опытом.
ОтветитьУдалитьпожалуйста... а почему знакомая? хотелось бы узнать о вашем опыте
УдалитьМоим деткам 4 и 1 и 8. Самая большая проблема, что маленький все рушит у старшего. В результате частенько все творческие порывы старшего заканчиваются истерикой, маленький все вдохновение убивает. Хотя сейчас, конечно, попроще, младший подрос и больше понимает. Стараюсь занять одновременно, оберегаю старшего как могу)))))
УдалитьЭх, я очень хорошо понимаю... хорошо, что со временем разница в возрасте сглаживается.
УдалитьКак здорово...Удивительный закат! Алена, Рома точно художник! Дам сегодня своему сыну пофантазировать на большом формате.
ОтветитьУдалитьСпасибо за рекомендации, полезны не только для разных возрастов!
спасибо Лен, Андрею понравится! я не специалист правда в этом вопросе, просто сделала выводы по своим наблюдениям, хотя может это и делает меня специалистом?.. не уверена :)
УдалитьАлёна, очень актуальная статья.
ОтветитьУдалитьСамостоятельное творчество, да еще и в сотрудничестве у малышей - это всегда радует. Думаю, что получилась бы интересная рубрика в блоге, где описывается опыт взаимодействия детей с разницей в возрасте.
Оль, спасибо! думаете, актуальная? надо подумать, не уверена, что у меня мыслей хватит на целую рубрику!
УдалитьАлёна, с интересом прочитала твои размышления. Есть у меня мои маленькие мысли - дополнения. :) Про вопросы во время процесса - это часто рекомендуют для тех малышей, у кого есть речевые нарушения (с Мариной мы так и занимаемся творчеством - здесь решаются важные задачи речевого развития). А вот в остальном, при норме, я тоже считаю, что не надо лезть раньше времени с вопросами. Даже взрослому человеку, способному контролировать своё поведения, часто приходится скрывать раздражение, когда "лезут раньше времени".
ОтветитьУдалитьПро мультики очень откликнулось - я поняла это в отношении Марины, и считаю это большой удачей, очень рано. Результат - даже сейчас она не просто смотрит, а постоянно играет в процессе просмотра, и творчество стараюсь в это включить. Например, так мы смотрим серию мультфильмов "Тингатинга". :)
И, как бы не банально это прозвучит, но если именно вникнуть и прочувствовать фразу "следовать за актуальным интересом ребёнка", то эффект будет потрясающим. Конечно, я что - то предлагаю и своё, но если вижу, что не идёт, не интересно, то просто откладываю на какое - то время.
И про организацию прямо в точку: пусть мажутся, пусть пол, а не красивенький стол и т.д. и т.п., пусть по ролям: строители - разрушители - свобода в игре и творчестве с самовыражением так или иначе найдёт общую платформу для общения. :) Нашему Кирюшке уже семь месяцев и он вовсю следует за Мариной. :))) Твои заботы для меня сейчас очень актуальны. И всё равно не обойти ситуации, когда я бегу что - то помыть у Кирюшки (теперь приноровилась перед вот таким вот творчеством и салфетки влажные под рукой иметь, и таз с водой :))) ), а сама боюсь, что Маринка из - за вынужденной паузы потеряет интерес... Во многом действую так же, как и ты. :)
спасибо Катя, мне приятно, что я не одна, если честно... :) а вообще Кирюшке повезло, что у него есть Марина, как и Марине повезло, что у нее есть Кирюшка :) по поводу целенаправленных занятий по развитию речи - безусловно, все правда...
УдалитьАлена, чудесный опыт, спасибо! Ромка молодчинка, чудесная картина у мальчишек получилась! Я тоже сталкиваюсь с проблемами одновременных занятий с разновозрастными детьми. Определенно выделяю занятия, которые никак не получается проводить всем вместе. На это у нас выделяется отдельное время. Совместные занятия заключаются часто в том, чтобы старшие дети выступали учителями по отношению к малышам. Дети очень любят эти роли учителя-ученика. У меня чаще возникает проблема, что Артур не дает проявить себя Родиону, стремиться быстрее показать свое умение и знание, в таком случае я начинаю делить задания: Родион покажет, а теперь Артур покажет, Артур делает это, а Родион то. Стараюсь не вмешиваться в творческий процесс, все вопросы потом, более того, дети сами бегут рассказывать и показывать что они сделали. Стараюсь давать пространство для творчества, в этом случае они творят, что хотят, и много, часто не пересекаясь в своих интересах. Иногда приходится остановить Родиона и разграничить - твое - Артура. Разрушительную деятельность стараюсь пресекать. Нельзя неуважительно относится к чужому труду. Хотя игры в создателей-разрушителей мы тоже практикуем. Иногда приходится быстро менять полотно для творчества, если итог уже устраивает, хочется сохранить, а детям все мало, приходится подсовывать новый лист, а готовый убирать подальше. Если младший портит, помогаю исправить, учу как это делать.
ОтветитьУдалитьСпасибо Ань, показывать по очереди мне уже можно попробовать - по возрасту должно получиться. А насчет разрушительной деятельности, в какой-то период развития малышей для них это как раз необходимый вид активности. Годоваловому малышу сложно и наверное не нужно объяснять, что разрушать башенку не надо. Когда они подрастут и делают из вредности - тогда конечно. Но в моем случае был как раз годовалый малыш :)
УдалитьДа, Алена, в годик разрушать милое дело))). Но я как-то старалась разграничить: вот это я для тебя строю, чтобы ты рушил, а это Артур старается, ему это нужно, не трогай. Но Родион и сейчас непрочь внести свою вредную лепту, причем специально, зная реакцию, так что сейчас уже строже приходится действовать. Сам построил, нарисовал и прочее - ломай сколько влезет, а чужое не трогай)))
УдалитьАлёна, а какая у вас разница? У меня погодки, и, наоборот, младший очень во многом тянется за сестрой. Он вообще рисует благодаря ей, я в этот процесс практически не вмешиваюсь, моя "работа" - вовремя подкинуть идеи, материал и похвалить :)
ОтветитьУдалитьОчень близки ваши рассуждения о творчестве.
Ко мне на занятия сейчас стали приходить совсем маленькие, двухлетки. Я всегда стремилась к ученикам постарше, а получается наоборот :). Но когда дети работают не над одной работой, а параллельно, то получается хорошо.
Даже для своих всегда в припасе на каждого материалов. То есть, если рисовать. даже своим - то одинаковые листы, кисти, краски, пачки пластилина... Старалась объяснить - никогда не рви. не ломай., хочешь - сделаем такую же. Теперь младший сам просит у сестры часто - помоги, приклей, сделай мне такую же. Так, сумбурно немножко :).
У меня мальчишки 2 и 3.5 года. Младший безусловно тянется за старшим братом. Развивается быстрее. Глядя на Ромку, уже ножницами режет. Параллельные работы - здорово, хотя в случае моих мальчишек было в какой-то период практически невозможно предложить сделать одинаковые работы в силу разных навыков. В этом возрасте разница в полтора года очень ощутима. На мой взгляд, в этом маленьком возрасте развитие происходит быстро, и соответственно подходы к творчеству тоже меняются быстро, в плане организации, идей, времени... А по поводу никогда не рви и не ломай... Я понимаю что вы хотите сказать... Но Вы знаете, я большая поклонница process art. И тем более мои дети его обожают. Я думаю что как раз двухлеткам не столько важен результат, сколько процесс творчества. А в деструктивной силе столько красоты. Я даю возможность своим детям много рвать и ломать и видеть в этом процесс создания. Помнится... Когда-то я преподавала английский в интернате сиротском, и там была у меня девочка, которая любила рвать свои тетрадки как только она исписывала первые несколько страниц. Она могла это делать прямо на уроке, особенно если у нее была ошибка в задании и я поправляла. Я не ругала ее... Когда она закончила рвать свою тетрадку, я попросила ее порвать мою тоже, чем она и занималась до конца урока. А потом мы остались с ней и я показала как сделать из этих бумажек цветы. Она была счастлива. К чему я это пишу... К тому что у ребенка были свои причины рвать эту тетрадку со своими заданиями... и слава богу что я разрешила ей это сделать. Она ее рвала потом просто так, чтобы сделать опять цветы. а потом я принесла цветную бумагу рвать и тетрадку она не трогала. Но как же ей нравилось рвать... Для нее это было прекрасно.
УдалитьАлёна, у нас тоже ровно 1,5 года разницы. Сейчас уже 4,5 и 6 :) Вам просто нужно немножко подрасти,и они сами будут увлеченно устраивать совместные проекты. По вашей картине, я думала мальчишки постарше уже :)
УдалитьМой младший, еще + из-за проблем со зрением, начал рисовать тоже где-то после 3,5, я его не торопила, а держать ножницы мы еще учимся.
Единственно, что на мультики у нас всегда был строгий лимит. И так как мы сами телевизор не смотрим дома - дети воспринимали это как должное.
Про рвать и ломать - я имела ввиду отношение к чужой работе.
Процесс важнее результата не только для двухлетки :) Жаль взрослым трудно вернуться в это состояние и они сразу говорят: "Я не умею рисовать!". Наверное, взрослым тоже иногда нужно рвать тетрадки.